rhttr.gif (13814 bytes)rheetop.gif (29858 bytes)rheel.gif (14081 bytes)

line11.gif (3549 bytes)

У маленького корейца Джуна Ри было три мечты. Первая— навсегда уехать в богатую и красивую Америку. Вторая—открыть две школы боевых искусств, чтобы иметь достаточно денег на жизнь. И третья, главная—жениться на американской киноактрисе-блондинке.

Джун Ри давно уже стал гражданином Америки. Школ у него столько, что не сосчитать, и денег ему, миллионеру, на жизнь хватает. Правда, на киноактрисе он так и не женился—-но дело, в общем-то, совсем не в этом...

Джун Чон Ри, именуемый отцом американского таэквондо и являющийся одним из известнейших мастеров боевых искусств мира, родился в 1932 году в небольшом городке близ Сеула. Как он сам утверждает, рос хилым и слабым, был раскоординированным и малорослым даже по корейским меркам, и от сверстников и даже сверстниц ему доставалось частенько.

rhee1.jpg (43138 bytes)В 13 лет он пришел в школу боевых искусств—термина таэквондо, появившегося в 1955 году, тогда еще не существовало. Уже два года спустя не по годам сообразительный Джун сделал вывод, что если он и дальше будет заниматься с таким же упорством, то имеет шанс добиться большого успеха. Но не в Корее, где боевые искусства были в то время не очень-то популярны и где мастеров хватало (Ри неоднократно признавал, что если бы не уехал в США, то никогда бы не сделал боевые искусства своей профессией), а в далеких Штатах, казавшихся ему тогда сладким миражом. Выбор будущего места жительства был сделан благодаря американскому киносказочная экранная жизнь в окружении белокурых красоток с двухметровыми ногами притягивала почище любого магнита.

Сказано—сделано. Посвятив всего себя тренировкам, он с неменьшим рвением начал изучать английский, став лучшим учеником класса. И в 1956 году обладатель черного пояса Джун Ри с 46 долларами в кармане отправился покорять Америку. Пробыв в первый раз в Штатах всего несколько месяцев, он за это время успел открыть небольшой клуб на военно-воздушной базе в Сан-Антонио. И понять, что в США, где боевые искусства практически неизвестны, он может сделать феноменальную карьеру. Вернувшись на несколько месяцев домой и завершив там все дела, он на следующий год снова отправился в США—на сей раз в роли студента инженерного колледжа. Судя по всему, высшее образование его не особенно волновало: главное—была студенческая виза, дающая право на жительство в стране.

Вскоре он провел свои первые показательные выступления в Техасском колледже—разбив ударом ноги в прыжке три толстенные доски, Ри произвел настоящий фурор. В Америке тогда было несколько школ дзюдо и джиу-джитсу, о каратэ и таэквондо никто ничего не знал, так что несложно понять, что его выступления стали для зрителей настоящим шоком. И в феврале 58-го он открыл клуб при колледже, потом—еще несколько клубов при колледжах и университетах штата Техас.

rhee2.jpg (14206 bytes)Летом 1962 года Джун Ри оказался в Вашингтоне, где также открыл школу и за какой-то месяц собрал более сотни учеников. В Техас он уже не вернулся и диплом так и не получил, хотя учиться ему оставалось всего-то несколько месяцев,—но цель была достигнута, ненужное образование отброшено, хотя Ри впоследствии не раз заявлял, что оставил колледж не из-за бизнеса в Вашингтоне, а из-за того, что привязался к новым ученикам. Однако, если учесть, что учеников у него хватало и в Техасе, убедительным это объяснение назвать нельзя. Ри, продемонстрировавший необыкновенное чутье еще в детстве, когда решил отправиться в США, продолжал демонстрировать его и в дальнейшем, чутко реагируя на изменения моды и умело потакая желаниям толпы. Так, сначала он называл себя мастером каратэ, потому что каратэ тогда становилось необычайно популярным, а о таэквондо никто ничего не слышал. Затем, когда популярность эта пошла на убыль, он назвал свои клубы школами таэквондо и даже удостоился титула “отец американского таэквондо”. Еще позднее он стал говорить о себе как о мастере боевых искусств вообще, затем изобрел термин Джунри-до. Мелочи, конечно, но существенные.

rhee3.jpg (14079 bytes)Однако важнее другое. До 1972 года Джун Ри вместе с другими родоначальниками боевых искусств в США занимался развитием традиционного каратэ, организовывал турниры по так называемым бесконтактным правилам. Однако Америке, привыкшей к жестким зрелищам, эти соревнования со временем наскучили, и на первое место вышло появившееся в начале 80-х контактное каратэ, а затем кикбоксинг. Ри, полностью отдававший себе отчет в том, что с его физическими данными и неумением работать в полный контакт (в фул-контакте) делать нечего, в 1972-м отошел от традиционного каратэ и стал основателем “пойнт-каратэ”, то есть семиконтактных поединков в протекторах. Прекрасно понимая, что фуллконтакт - удел профессионалов, а традиционное каратэ с его бесконтактными поединками утратило свою привлекательность, он создал новое направление, привлекавшее людей разных возрастов и уровней физической подготовленности тем. Что можно было работать в контакт, ничем при этом не рискуя.

Потому что еще в 70-м. после того как его ученик получил серьезную травму во время поединка. Ри начал разрабатывать систему защиты, и по его заказу одна из фабрик изготовила специальные протекторы, включавшие в себя шлемы, кирасы, перчатки и футы. Убив таким образом кучу зайцев, Ри продолжал процветать, да еще пуще прежнего. Тем более что созданные по его замыслу протек торы пришлись по вкусу не только в Америке и начали распространяться в Европе - в итоге Ри стал владельцем двух заводов по выпуску средств защиты.

Правда, большинство мастеров традиционного каратэ были не в восторге от детища Ри. названного им “пойнт-каратэ”, считая, что он предал и извратил традицию, и употребляли такое слово, как “проституция”, однако Джун соблюдал полное спокойствие. Да и в дальнейшем на критику в свой адрес - а ее хватало и хватает и сейчас, ибо нововведений им было сделано немало—не реагировал, четко зная, что ему надо, и без колебаний идя этим путем.

rhee4.gif (32943 bytes)Как и многие мастера, Ри попробовал свои силы в кино, снявшись в фильмах “Удар таэквондо” и “Жало дракона” (шедеврами эти малоизвестные ленты назвать, однако, нельзя при всем желании). На том его кинокарьера и завершилась - как говорит он сам, по той причине, что кино просто перестало его интересовать. Истина же покрыта мраком. Но зато точно известно, что в 1973 году Брюс Ли, задумавший снять уникальную картину “Игра смерти”, приглашал Ри на съемки, но из-за внезапной смерти Брюса начатый им фильм доснимали другие, услугами Ри не воспользовавшиеся. Ри, кстати, потом утверждал, что они с Брюсом были очень близкими друзьями и что он, Джун Ри, многому научил покойного—в частности, искусству разбивания предметов. Звучит богохульственно и достаточно смешно, но Джун Ри об этом говорил неоднократно и с гордостью, руководствуясь, видимо, старым принципом, согласно которому мертвые не потеют—им все равно, а живым небезразлично.

Между прочим. Ри утверждал также, что именно благодаря ему добился головокружительного успеха в профессиональном боксе Мохаммед Али, которого он научил особо страшному удару. Али действительно называл Ри своим учителем, хотя скорее имел в виду психологию и философию, по не технику ударов. Особенно забавно воспринимаются слова Джуна Ри, когда смотришь на фотографию, на которой он снят рядом с Али на церемонии вручения им обоим титула “Мастер боевых искусств века” (было это в 76-м году). Али превосходит его по всем параметрам минимум вдвое. И остается только позавидовать умению Джуна Ри заниматься саморекламой, не обращая внимания на насмешки.

rhee5.gif (34047 bytes)Ри и в самом деле достоин уважения. Не выигрывая никогда турниров (и даже не участвуя в них), не будучи супербойцом. не имея киноимиджа, он тем не менее создал себе репутацию великого мастера и учителя. После создания нового направления каратэ, он не успокоился на достигнутом и продолжал расширять сферы своего влияния. Так, он обратил пристальное внимание на детей и разработал для них специальную программу, которая была одобрена не только простыми американцами, но и руководством страны. При этом он сделал главный упор на то, что занятия боевыми искусствами дают подрастающему поколению не только физическую силу и технику, но и моральные ценности и стимул к изучению наук. Джун Ри ввел в своих клубах систему, по которой сдавать экзамены на черные мастерские пояса могли только школьники, учившиеся на “хорошо” и “отлично”. Разумеется, все это способствовало росту его популярности, и не случайно президенты Рональд Рейган и Джордж Буш принимали его в Белом доме и отмечали его вклад в дело воспитания будущего Америки.

Джуна Ри называют в Штатах лидером “революции счастья”—созданная им “философия счастья” основывается на том, что любым человеком движет стремление к счастью, которое состоит из любви, красоты и честности. Счастье сложно достижимо, поскольку люди не любят друг друга и не умеют управлять своими эмоциями, однако этому умению учат боевые искусства. Благодаря тренировкам человек достигает душевного равновесия, становится честным и начинает уважать и любить других, а следовательно становится счастливым. Эта вкратце изложенная здесь философия нашла отклик в сердцах множества американцев семинары, проводимые им по всей стране, собирают толпы людей, в клубах Ри занимаются богатые и бедные, белые и черные, взрослые и дети. Клуб Джуна Ри существует даже в Конгрессе США, а среди его учеников числятся самый популярный публицист Америки Джек Андерсон, мультимиллионер Энтони Роббинс и многие другие известные люди.

rhee6.jpg (22251 bytes)В своем стремлении сделать боевые искусства максимально привлека- тельными Джун Ри стал автором еще одного оригинального детища, также подвергшегося жестокой критике со стороны мастеров—еще в 1973 году, когда он получил американское гражданство, Джун Ри поставил первый “балет боевых искусств”, музыкальной основой которого стала Пятая симфония Бетховена. Впоследствии он поставил еще несколько балетов, начал пропагандировать выполнение ката с музыкальным сопровождением и добился того, что число его приверженцев значительно возросло, особенно за счет детей и женщин.

Джун Ри войдет в историю хотя бы потому, что он создал новый облик боевых искусств, значительно изменив облик традиционный. С одной стороны, занимаясь профанацией искусств и выхолащиванием их истинного смысла, он, с другой стороны, привлекал к тренировкам все большее количество людей. А достоин он осуждения или одобрения—каждый решает для себя сам.

rhee7.gif (19908 bytes)60-летний Джун Ри давно стал миллионером, хотя и утверждает, что деньги для него—не главное. Он необычайно популярен в Штатах, хотя и говорит, что не думает о собственной славе и руководит им лишь стремление сделать людей счастливыми. Он называет себя мастером боевых искусств вообще, однако носит десятый дан таэквондо, скромно величает себя грандмастером и автором уникальной системы Джунри-до. Уверяет, что о себе говорить не любит, но тем не менее охотно дает интервью всем желающим.

Школы его есть не только в США, но даже и у нас, где занимаются Джунри-до порядка 30 тысяч человек. Так что как к нему ни относись, считаться с ним приходится—и в Штатах, и за их пределами.

И остается только гадать, выиграл бы или потерял мир боевых искусств, если бы в свое время маленький кореец Джун Чон Ри не влюбился в длинноногих блондинок из далекого Голливуда...

line11.gif (3549 bytes)

Hosted by uCoz